СМИ называют её «ураганом» за темпераментность, своенравный характер и головокружительную карьеру в отрасли, где доминируют мужчины.

Её имя фигурирует в ТОП-ах самых известных и востребованных дизайнеров мира по соседству с такими звёздами, как Филипп Старк и Карим Рашид. Её работы можно увидеть в Музее Современного Искусства на Манхеттене и престижных мировых галереях. Она не боится самых неожиданных материалов и самых смелых сочетаний, превращая привычное в уникальное. Как Патрисия Уркиола добилась успеха, какие задачи ставит перед собой как дизайнер и в чём черпает вдохновение? Рассказываем.

фото:

Архитектура и промышленный дизайн

Патрисия Уркиола — испанка в итальянском дизайне. Она родилась в городе Овьедо в 1961 году. Отец будущей звезды мирового дизайна был промышленным инженером, мечтающим о карьере архитектора, которых в семье Патрисии водилось много среди близких и дальних родственников. Мать Патрисии обладала прагматичным характером, степенью по философии и уверенностью в том, что женщина может быть независимой, которую привила и дочери.

В 18 лет Уркиола отправляется в Мадрид, где изучает архитектуру в университете, а продолжает свое обучение уже в Политехническом институте Милана под руководством Акилле Кастильони.

Легенда итальянского дизайна Кастильони становится идейным вдохновителем Патрисии и перенаправляет её темперамент из архитектурной среды в промышленный дизайн.

фото:Алюминиевая уличная мебель Maia для Kettal

Алюминиевая уличная мебель Maia для Kettal

С 1990 по 1992 год Уркиола ассистирует Кастильони в институте Милана, читает лекции о промышленном дизайне в Париже и сотрудничает с итальянской компанией Maddalena De Padova. Там она знакомится с ещё одним столпом итальянского дизайна — Вико Маджистретти, который высоко отзывается о талантах начинающего дизайнера. Заручившись такими авторитетными рекомендациями, Уркиола становится заметной фигурой в большом промышленном дизайне ещё на заре карьеры.

До 1996 года Патрисия трудится над интерьерами и архитектурными объектами под руководством Кастильони, начиная с 1998 года, работает в мастерской Lissoni and Associates, где имеет дело со множеством громких мебельных брендов. А уже в 2001 году, недавно став матерью и пережив тяжелый развод, открывает собственную студию дизайна и архитектуры в Милане.

Дружба и независимость

Уркиола создает остроумные, самобытные и в то же время очень практичные вещи, необходимые для повседневной жизни. 

Патрисия утверждает, что стул, ложка и чашка «должны стать нашими друзьями», которые будут вызывать желание подойти, потрогать, рассмотреть, короче говоря: познакомиться поближе.

фото:Кресло Biknit для Moroso

Кресло Biknit для Moroso

Объекты вроде кресла Biknit с его уютной крупной вязкой или кресла Gender 570 с его мягкой внутренней частью и «ушастой» спинкой действительно выглядят так, будто предлагают на них посидеть, и в то же время напоминают арт-объекты, «сбежавшие» из выставочного пространства. Это объединение практичности и художественности отличает подход Патрисии к промышленному дизайну. 

Называя интерьерные объекты «друзьями» человека, она в то же время утверждает их независимость от человеческого тела, сравнивая их с поросшими мхом валунами и поваленными бурей деревьями. Ты можешь присесть на них, но прекрасно осознаёшь: «они такие как есть не ради тебя».

«Задача дизайнера — сделать так, чтобы кресло или диван были удобными, чтобы с них не хотелось вставать. Но если вы всё-таки встали и отошли в сторону, после вас остается не пустота, которая должна быть занята телом, а нечто самодостаточное, как пейзаж».

фото:Кресло Gender 570 для Cassina

Кресло Gender 570 для Cassina

В таком подходе к предметному дизайну ясно просматривается глобальное архитектурное мышление Патрисии.

Ассоциации и воспоминания

Патрисию вдохновляет многообразие природного мира. Она цитирует природные формы в таких культовых объектах, как «цветущее» кресло Antibody и кресло Fjord, в форме которого угадываются очертания извилистых скалистых берегов Норвегии.

фото:Кресла Antibody для Moroso

Кресла Antibody для Moroso

Кресло Antibody не просто декорировано «цветочками», цветы выступают в качестве конструктивного элемента: это уже не «украшательства», речь снова о предметной архитектуре.

фото:Кресло Fjord для Moroso

Кресло Fjord для Moroso

Дизайнера волнуют не только флоральные, но и этнические мотивы: африканские, индонезийские, азиатские. Из этого источника Уркиола черпает не только образы и ассоции, но и ремесленные технологии. В её работах часто можно встретить нарочитые обаятельные несовершенства, свойственные продуктам ручного труда. Будучи поклонницей вязания, вышивания, гончарного дела и макраме, Патрисия также является адептом высоких технологий и высокотехнологичных синтетических материалов. Объединяя противоречия, она создает шедевры. 

Черпая вдохновение из разных источников, Патрисия Уркиола пестует уникальный стиль, стараясь не поддаваться влиянию своих именитых учителей. Патрисия утверждает: если новая идея напоминает ей находки Кастильоне, она немедленно начинает фантазировать в другом направлении.

фото:Светильник Chasen для Flos

Светильник Chasen для Flos

Уркиола ищет вдохновение по всему миру, а также в собственных реликвиях и воспоминаниях. Так браслет, однажды купленный ей в Бельгии, подарил форму для светильников Foscarini, японский бамбуковый венчик для заварки чая переплавился её воображением в абажур Chasen, а на офисное кресло Smock повлияла ночная сорочка, которую Патрисия носила во время первой беременности.

Сочетая личную эмоциональную привязанность, перекличку с природными формами, архитектурность мысли и ремесленный подход, Патрисия Уркиола создает действительно уникальные объекты и интерьеры, с которыми хочется «дружить».