Каждый финский дизайнер должен сделать птицуФинская поговоркаВ стране, где существуют поговорки о дизайнерах, сомневаться в популярности этого явления не приходится. Финский дизайн не только имеет соб...

Каждый финский дизайнер должен сделать птицу

Финская поговорка

В стране, где существуют поговорки о дизайнерах, сомневаться в популярности этого явления не приходится. Финский дизайн не только имеет собственное, узнаваемое лицо и представляет собой успешный международный бренд, но и является одним из определяющих социокультурных и бытовых факторов. В его основе - заложенные еще классиком ХХ века Альваром Аалто принципы функциональности, простоты, экологичности и социальной ответственности.

фото:Финский дизайн - в одной гостиной

Альвар Аалто столик Trolley 901, 1936

фото:Финский дизайн - в одной гостиной

Ээро Аарнио Pony, 1973

При этом словосочетание «финский дизайн» на слуху у многих, но так ли хорошо мы представляем себе это явление, несмотря на близкое соседство с этой северной страной? Задачу заполнить имеющиеся пробелы и представить широкой публике признанных метров и молодых мастеров взялся решить выставочный проект «Классика финского дизайна», проходящий в Санкт-Петербурге с 4 по 30 апреля 2012. Его организаторы: Институт Финляндии, галереи Bulthaup и Modernariat.

На экспозиции «Финская гостиная для взрослых и детей» представлены, как эталонные предметы родом из 1930-х годов - например, знаменитая серия мебели «Paimio», созданная Альваром Аалто для туберкулезного санатория и послужившая одной из отправных точек всего финского дизайна - так и современные светильники из неокрашенного дерева от «Secto Design», напоминающие не то сетки, не то легкие птичьи клетки. Их создатель, дизайнер Seppo Koho (Cеппо Кохо), во время своей лекции в Buthaup и поделился с публикой поговоркой про птицу. В случае самого Сеппо, птица, разумеется, тоже была. В оригинальный осветительный прибор воплотился, ни много, ни мало, дятел. Этот светильник представляет собой высокий торшер на бетонном основании и войлочной птицей-плафоном, который можно передвигать вверх и вниз.

фото:Финский дизайн - в одной гостиной

Сеппо Кохо стал одним из первых использовать дерево – любимый скандинавскими дизайнерами материал – для создания светильников. В наши дни этим, пожалуй, никого не удивишь, а 15 лет назад, когда он начал работу над деревянными лампами, из этого материала создавались только бра для саун. Сейчас деревянные люстры есть в коллекциях большинства более-менее известных фабрик по всему миру.

Рассказ Сеппо - это взгляд изнутри на финский дизайн и свойственные ему ценности - минимализм и практичность. Никаких ненужных украшений, главными в любом предмете должны оставаться его функции и изначальная форма. Эстетика финского дизайна рождается сама собой из функционального совершенства и мастерства обработки материала, а не привносится извне. Так, работая над люстрами для «Secto Design», Cеппо Кохо хотел воплотить красоту света, проходящего через деревянную решетку, и изучал дизайн яхт. Вдохновить дизайнера могут совершенно простые и неожиданные вещи, - и закругленная по краям палочка для мороженого превращается в ножки стола, а четырехметровые светильники, украшающие аэропорт Vantaa в Хельсинки, напоминают бамбуковую рощу.

фото:Финский дизайн - в одной гостиной

При этом большинство дизайнерских объектов создаются финскими мастерами вручную, иногда даже непосредственно самим дизайнером. В этом проявляется еще одна традиция местной дизайнерской школы – студентов еще во время учебы приучают работать не только на бумаге, но и руками, чтобы лучше прочувствовать форму и материал. Этой практической стороне уделяется большое внимание, так как финны считают, что дизайнер должен уметь самостоятельно создать прототип практически любого своего предмета. На практике этот принцип также подтверждается – большинство ныне известных финских дизайнеров начинают плотно сотрудничать с производством и создавать реальные объекты еще во время обучения в институте.

Что еще важно отметить в творчестве Сеппо Кохо и других финских мастеров? Очень большую роль играет обратная связь и внимание к людям, как тем, которые будут использовать стулья и светильники, так и тем, кто будет работать над их созданием. При этом обратная связь подразумевает и такие нюансы, как особенности менталитета и рынка той страны, куда поставляются дизайнерские объекты. Например, для японских потребителей оказался чрезвычайно важным тактильный контакт с каждым предметом и высокая цена продукции, ведь, по мнению японцев, хороший дизайн просто не может стоить дешево!

Впрочем, далеко не все в дизайне определяет маркетинговыми стратегиями. У предметов и материалов есть своя внутренняя энергетика, которая зачастую и определяет популярность того или иного предмета. Особенно четко эта энергетика, по словам Сеппо, прослеживается в вещах, выполненных из натуральных материалов. Дерево либо рождает моментальный эмоциональный отклик, либо оставляет абсолютно равнодушным. Наверное, именно это свойство любимого материала и определяет все восприятие финского дизайна – он либо становится любовью с первого взгляда, либо вообще не производит впечатления.

фото:Финский дизайн - в одной гостиной
фото:Финский дизайн - в одной гостиной
фото:Финский дизайн - в одной гостиной
фото:Финский дизайн - в одной гостиной
фото:Финский дизайн - в одной гостиной
фото:Финский дизайн - в одной гостиной
фото:Финский дизайн - в одной гостиной
фото:Финский дизайн - в одной гостиной
[
фото:Финский дизайн - в одной гостиной
фото:Финский дизайн - в одной гостиной