Истинные поклонники дизайна без труда перечислят отличительные особенности итальянского или скандинавского стиля. Но что такое русский стиль в дизайне, и существует ли он вообще? Такие споры периодиче...

Истинные поклонники дизайна без труда перечислят отличительные особенности итальянского или скандинавского стиля. Но что такое русский стиль в дизайне, и существует ли он вообще? Такие споры периодически возникают в профессиональных сообществах и на тематических Интернет-площадках.

Можно ли считать воплощением русского стиля «лубочные» интерьеры и предметы мебели, выполненные в духе народных ремесел, или традиции и привычки прошлого должны обрести новую форму? Ответы на эти и другие вопросы попытались найти искусствовед Татьяна Кудрявцева и молодые российские дизайнеры Ярослав Мисонжников, Екатерина Копытина, Максим Максимов, Александр Каныгин, Аня Дружинина, Алексей Галкин, Света Герасимова и Максим Щербаков. Все они стали участниками выставки IZBA, открывшейся 28 мая в петербургской Галерее дизайна/bulthaup.

Как явствует из названия проекта, дизайнеры приняли за точку отсчета традиционное русское жилое пространство и предметы, однако переосмыслили исходные идеи и реализовали их средствами современного дизайна. Что из этого получилось, мы приглашаем оценить наших читателей.

Организация пространства выставки отсылает нас к понятиям традиционной культуры. Поэтому первое, что бросается в глаза при входе – огромный стол, скамья, горизонтальные полосы на стенах, имитирующие бревенчатую структуру, и «красный угол».

фото:IZBA, или В поисках русского дизайна

«Красный угол»: в традиционной избе так называлось самое важное и почетное место, куда ставили иконы. В прочтении Максима Максимова, «Красный угол» - это металлическая угловая полка, на которой можно хранить вещи, значимые для хозяев дома.

Игрушки и предметы быта, расставленные на столе, несут на себе отпечаток двух эпох – они словно застыли в межвременье, между прошлым и настоящим.

фото:IZBA, или В поисках русского дизайна

Детская качалка «Трещотка», Ярослав Мисонжников. Качалка по форме напоминает народный музыкальный инструмент, который состоял из скрепленных веревкой дощечек, и к тому же издает потрескивающий звук при раскачивании.

фото:IZBA, или В поисках русского дизайна

Добрая развивающая игрушка «Горыныч» Александра Каныгина, несомненно, отсылает нас в мир волшебных детских сказок.

фото:IZBA, или В поисках русского дизайна

«Односвечник» Ярослав Мисонжникова выполнен из мрамора. Особенность его конструкции – это деревянная подставка, которая позволяет поднимать свечу по мере ее прогорания, чтобы язычок пламени оставался на одном и том же уровне. Прообразом этого приспособления стал светильник из якутского жилища.

фото:IZBA, или В поисках русского дизайна

«Шкатулка» с секретом, Алексей Галкин. Ларчики с потайным замком, который мог открыть только хозяин, были довольно популярны в старину.

фото:IZBA, или В поисках русского дизайна

Пуф/игровой объект «Горка» и надувной капюшон «Кокошник», защищающий прическу от дождя. Автор: Аня Дружинина (Fёdor Toy).

Мебель и светильники тоже имеют особую историю создания, хотя их связь с народной традицией менее очевидна. Так, модульный комод «Приданое» Максима Щербакова отсылает нас ко временам, когда незамужние девушки собирали наряды, перины, домашнюю утварь и хранили свои сокровища в сундуках, расставленных вдоль стен, на лавках или на полу. Комод «Приданое» не слишком похож на тяжеловесные старинные лари (за исключением, может быть, отдельных деталей, декорированных сусальным золотом), но, несомненно, вдохновлен их образом.

«Светец» Катерины Копытиной имитирует подставку для горящей лучины, однако в современном исполнении представляет собой стойку, на которой можно закрепить подвесной светильник, превратив его в торшер.

фото:IZBA, или В поисках русского дизайна

«Приданое», Максим Щербаков.

фото:IZBA, или В поисках русского дизайна

«Светец», Катерина Копытина

фото:IZBA, или В поисках русского дизайна

Образ лучины использовал и Максим Максимов при создании одноименной настольной лампы. Вот только в его интерпретации это не горящая деревянная щепка, а изогнутая металлическая конструкция, в которой источником света служат технологичные светодиоды.

фото:IZBA, или В поисках русского дизайна

«Лучина», Максим Максимов

Как оказалась, образы из славянской мифологии довольно легко могут трансформироваться в принт на тканях или обоях. По крайней мере, Светлане Герасимовой отлично удалось это превращение.

фото:IZBA, или В поисках русского дизайна

«Русалка и Русал», Светлана Герасимова

Самый забавный и примечательный экспонат выставки – это, пожалуй, «Борода» Александра Каныгина. Едва ли оригинальному аксессуару, изготовленному из древесного шпона, найдется практическое применение, но в контексте проекта он неплохо справляется с ролью главного символа патриархальной Руси – и ироничного арт-объекта.

фото:IZBA, или В поисках русского дизайна

«Борода», Александр Каныгин.

фото:IZBA, или В поисках русского дизайна

Так что же такое проект IZBA - образец русского дизайна, попытка исследования русской культуры или концептуальное искусство? Мы попросили ответить на этот вопрос участников выставки.

Татьяна Кудрявцева, искусствовед, куратор проекта «IZBA»:

«Мы решили обратиться к нашему духовному наследию, к теме традиционной культуры. Нам самим было интересно узнать, кто мы и откуда. IZBA – это предметы традиционного русского быта, преобразованные в нечто концептуальное, как «Красный угол» Максима Максимова, или, результат работы со стереотипами, как «Борода» Александра Каныгина. Можно ли назвать это русским стилем в дизайне? Совсем недавно мы участвовали в круглом столе «Русский стиль в дизайне и архитектуре», где в ходе дискуссии пришли к выводу, что таким понятием как русский стиль оперировать нельзя. Русского стиля нет, есть русский характер, который может выражаться в использовании локальных материалов, например, дерева, - это тот материал, с которым у нас любят и умеют работать. Напомнить о русских традициях может также использование сусального золота, красного, голубого цвета».

Максим Максимов:

«Наша выставка – это единая концепция. Наши предметы основаны на архетипах, на тех предметах, без которых раньше не обходилась русская изба. Каждый из них может существовать отдельно, но сильны они вместе, - это, если так можно выразиться, «современная изба». Мы организовали выставочное пространство так, чтобы оно напоминало пространство избы, где за огромным деревянным столом собиралась большая семья, где был красный угол».

Катерина Копытина:

«Определённого цельного подхода или концепции русского дизайна нет. Очень часто путают дизайн и декорирование, использование неких символов. В нашем проекте мы взяли тему русской культуры, попытались вдохнуть жизнь в предметы, ушедшие в прошлое, придать им современный контекст».

фото:IZBA, или В поисках русского дизайна