Не все интерьерные хиты приживаются на почве российской действительности, рассказываем почему на примере 5 модных тенденций.
Эти тренды демонстрируют на интерьерных выставках, они существуют на страницах интернет-журналов, на них ориентируется производители мебели и отделочных материалов, любый практикующий дизайнер знает их «в лицо», почему же мы не видим их в реальной жизни?
Такие разные 70-е
Пока западный мир называет 70-е самым стильным десятилетием, на которое модные дома и дизайнеры интерьера уже не первый год оглядываются в поисках вдохновения, российские интерьеры плохо принимают тренды, вернувшиеся из прошлого.
У российского человека другой ассоциативный ряд. Если у них вернувшееся в моду макраме ассоциируется с расслабленным хиппи-шиком, то у нас с наследием эпохи дефицита.
К соломке, бахроме, плетёнке и другим «ручным» аксессуарам из 70-х российский потребитель в большинстве своём относится скептически.
Даже модная плитка терраццо может вызвать не самые вдохновляющие ассоциации с полами в казенных зданиях советской эпохи. А к популярным сегодня овальным аркам любовь отбили наши 90-е, когда арочные проёмы были хитом.
Ретроспективные тренды лучше принимает молодое поколение, которое не видело 70-е и не росло в их интерьерных пережитках. Но вкладывать деньги в интерьер чаще может себе позволить как раз та категория населения, которая хорошо помнит тренды из прошлого и не хочет к ним возвращаться.
Бохо-шик и его пылесборники
Ближайший родственник эстетики хиппи. В мире интерьерной моды бохо держится на плаву уже не первый год, но в наших интерьерах толком не прижился. Бохо-шик любит винтаж, рециклинг, находки с блошиных рынков, разрешает вещам красиво стареть, призывает к ответственному потреблению и любви к несовершенному, что делает это направление созвучным главным мировым тенденциям.
Ещё один ведущий тренд последних пары лет — индивидуализация пространства, это тоже про бохо, которое любит чудачества и пёстрое смешение разных стилей и эпох. Хипповая плетёнка может существовать в таком интерьере по соседству с яркими пластиковыми стульями, «дружить» с трельяжем, в который смотрелась ещё ваша прабабушка, и антикварным комодом.
Почему бохо не живётся у нас? Этот стиль предполагает максимально детализированное исполнение, то есть обилие декоративных элементов, что на русский язык можно перевести как «множество пылесборников». Российский заказчик предпочитает умеренное и практичное причудливому и бесполезному.
Любимые бохо-шиком пожилые вещи с нарочитыми несовершенствами и характерными следами износа зачастую вызывают у нас отторжение. У россиян, выросших в советских интерьерах или в лихие 90-е, состаренный паркет или выцветший рисунок на обивке кресла ассоциируется с низким достатком, а нарочито состаренные фактуры часто вызывают удивление. Российский заказчик предпочитает, чтобы отделка спустя десятилетия выглядела как новая. По этой же причине российские интерьеры полностью проигнорировали популярный на Западе ваби-саби.
Ковёр на стене и советские флешбэки
В советских квартирах ковёр чаще висел на стене, чем лежал на полу, потому что под ногами он быстрее подвергался износу, а ковры надо было беречь, то был символ благополучия и достатка, дополнительная тепло- и звукоизоляция в многоквартирных хрущёвках с тонкими стенами, а также способ замаскировать потертости и неровности стен. Сегодня ковры и гобелены снова вешают на стены уже в качестве произведений искусства, которыми они зачастую и являются. Настенные ковры не только фигурируют в западных проектах интерьера, но даже появляются на выставках современного искусства в качестве арт-объектов.
Почему ковры не вернулись на стены российских квартир, кажется, очевидно. Причина та же — устойчивый ассоциативный ряд. Ковры на стенах долго были главным действующим лицом в советском и постсоветском интерьере, память о них до сих пор хранится в наших фотоальбомах и в интернет-мемах, безжалостно высмеивающих фотосессии на фоне ковра.
Мы слишком долго их снимали, чтобы снова повесить.
Даже если речь о дизайнерском ковре, не имеющим ничего общего с далёкими советскими предками, в российском интерьере его скорее всего причислят к разряду пылесборников, а пылесборники мы не любим.
Ещё один ковровый тренд, который остался непонятым в нашей стране: несколько ковров на полу, лежащие внахлест.
Тёмные оттенки, которые «едят» пространство
Ещё один модный фаворит, который со скрипом проникает в наши интерьеры. Тут дело уже не в ассоциативном ряду или менталитете, а в особенностях жилого фонда и климата. Наши квартиры зачастую меньше европейских и чаще страдают от недостатка естественного освещения. Вот почему белый скандинавский минимализм когда-то был принят у нас так тепло, он делал пространство визуально просторнее и светлее.
Когда дизайнеры устали смотреть на белые стены и в моду вошли глубокие тёмные оттенки, в наших широтах их встретили с опаской: не «съедят» ли пространство, не станет ли оно слишком мрачным?
Использовать тёмные тона дозировано мы готовы, но выкрасить целую стену в модный тёмно-синий или тёмно-зеленый цвет согласится не каждый.
Что касается модных тёмных фасадов на кухне, их зачастую побаиваются уже из практических соображений: на такой поверхности лучше видны отпечатки, пыль, грязь и разводы.
Слишком смелый мемфис
Элементы популярного мемфиса встречаются в российских дизайн-проектах, но в очень сдержанных формах и общих чертах. Можно встретить цветовые блоки и узнаваемую геометричность, но без китчевой экспериментальной составляющей, свойственной мемфису.
Мемфис любит иронизировать, шутить и дурачиться, российский заказчик предпочитает быть серьезным.
Относится это не только к мемфису. Любые ироничные арт-объекты в наших интерьерах — редкий гость. Даже нестандартные цветовые интерпретации привычных бытовых элементов у нас воспринимаются скептически. Так цветные зеркала и унитазы, которые уже пару лет мелькают на интерьерных выставках, в российских интерьерах приняли холодно.
Это общие наблюдения, которые не примерить на каждого российского потребителя, но тенденции в наших интерьерах таковы: предпочтения на стороне практичного, понятного и нейтрального, чтобы сделать ремонт на века и не гнаться за модой. При этом российским заказчикам зачастую нравится, как зарубежные тренды выглядят на картинке, но поселить их в собственном интерьере страшно. Если погоняться за модой всё-таки хочется, бояться не нужно. Опытный дизайнер может обыграть модное явление в российском интерьере, адаптировав его к нашей действительности и «очистив» от возможных нежелательных ассоциаций.
Ну, да, 70-е в нашей стране и в Европе или США очень разные. У нас между тем, что хочется и что можется существует финансовая пропасть. Я ещё помню времена, когда мы с мамой вырезали куски моющихся обоев, чтобы прикрыть старую стиральную машинку в прихожей. А те, что этого не помнят, пока массово не занимаются ремонтом, но дайте им пару лет.
Не могу понять в таких статьях одного: почему мы со своей тысячелетней культурой, образом жизни, климатом и проч. должны ! , именно должны, кому-то (видимо новомодным дизайнерам) жить как в Калифорнии или Мемфисе?
Какое отношение стиль "бохо" имеет к русским людям? Или к татарам? Или к чеченцам? Или к бурятам и башкирам?
Да, кому это это нравится, кому-то нет. Ну и ладно.
Так нет, надо непременно указать, что , если ты не приемлешь у себя в квартире стиль лофт ( США 20-30-х) , то ты - отсталый человек с советским сознанием.
Во-первых, люди советские не были глупыми и необразованными , в том числе и культурно . И да, богачами тоже, но зато никто им не указывал модные они или не модные. Какую мебель им ставить дома , какие обои клеить. Да, был дефицит , но люди как-то умудрялись жить уютно, не подражая никому.
Во-вторых, молодым и ретивым еще в институтах надо пояснять, что люди не делают темные цвета в интерьере кухни не потому что на нем пятна заметнее (что , кстати, скорее неверно и просто глупость) , а потому что темный цвет сузит пространство и без того маленьких кухонь, комнат , где живут 80% населения России, наверное.
И еще один факт : наш климат, который подразумевает , в основном, мало цвета и света , вечно пасмурную погоду , зиму с коротким световым днем и т.д. сделает из квартиры, где темные стены , подвал.
Неужели это не понятно ?
Просто удивляюсь , чего креаклы не выдумают только, в чем только не обвинят несчастных людей , которые ну никак не могут привыкнуть (скорее , не хотят) к чужой культуре?
Предложите американцу из Мемфиса повесить у себя лапти, поставить на кухне хохломские ковши , и украсить стены дагестанскими коврами. . Не думаю, что это предложение покажется заманчивым для этого товарища, а нам , тем не менее, вменяют в вину это как отсталость.
Не пора ли уже спуститься на землю с высот креатива, порой никому не нужного и уже порядком надоевшего.
И еще один факт : наш климат, который подразумевает , в основном, мало цвета и света , вечно пасмурную погоду , зиму с коротким световым днем и т.д. сделает из квартиры, где темные стены , подвал.
Неужели это не понятно ?" - а вот как раз об этом в статье написано. "Просто удивляюсь , чего креаклы не выдумают только, в чем только не обвинят несчастных людей , которые ну никак не могут привыкнуть (скорее , не хотят) к чужой культуре?" - никто никого ни в чем не обвиняет, где вы это обнаружили? Зачем столько негатива?
не сходится с Вашим мировоззрением?да пофик, если честно
а что дальше?
а дальше будем жить так , как НАМ удобно, а не кому мы ЯКОБЫ должны соответствовать. Если Вы желаете подражать - флаг в руки, мы тут причем?
можно пространно удивляться, что будет иметь тот же смысл
вот смысл должен не усмотрели, а негатив, которого нет, усмотрели
какое интересное у Вас зрение
Думаю, Вам лучше было бы отключить комментарии, чтобы не получать шквал необоснованных оскорблений ( многие "шарятся " на просторах интернета лишь для этого).
А Вам удачи в Ваших познаньях!
Статья скучная и неинтересная. Уж сколько раз твердили миру... Да, мы отсталые, темные и т.д. Больше понравились комменты, особенно Катерины Батуровой с её
" не содержит никаких обвинений и насмешок". Смешно.
Действительно никаких обвинений и насмешек.
Я согласна с автором, про то рассуждающим, почему чужие модные направления в России не прижились.
Да, макраме на стену не повешу, а как занавес в дверной проем кладовки - да!
И ковёр подстелю на пол, ибо люблю ходить босиком, и это будет единственный пылесборник в моей квартире.
Потому что ковёр на стене мне съедает пространство (как автор и пишет))), а на полу он хорош.
Норм. статья. А русским, кто обиделся, хочу сказать, что самокритика бывает пллезна
и кто тут самокритикуется? автор статьи?
с какой стати русские должны посыпать голову пеплом, если не соответствуют американским или скандинавским стандартам
Вообще непонятно, на что тут обижаться. Но насчет "не любит человек пылесборники" - как же. Имхо просто еще не закатился сканди-минимализм, с его белыми стенами и кабанчиком. До этого гремел прованс, и пылесборников с рюшечками было пруд пруди. А до этого - кантри-коттедж, с темным деревом и кожей. все же помнят купольные вытяжки с фигурной загородочкой с балясинами? как там фигурки размещали?)
" призывает к ответственному потреблению " это для запада что-то новенькое, а россиян за ответственное потребление кто только не пинал, пытаясь сделать из нас бездумных потребителей
И вновь наблюдаю неоправданные обобщения. Никаких россиян вообще нет и никогда не было, как и советских жителей. Как и европейских и американских. Есть масса скота, который живёт в разных странах весьма похоже несмотря на нюансы и есть вменяемые люди, которым плевать на все ваши придуманные на продажу интерьеры.
Походу молодые дизайнеры никак не могут понять, почему их прогрессивные идеи ну никак не могут продвинуться. Предлагаешь-предлагаешь, а люди уперлись в ковры и все.
Так может просто как-то соответствовать запросам , внося свою долю креатива, нежели беспрестанно "ломать стереотипы"?