Брутализм – это стиль, который возник сразу же после войны, в разрухе и нищете. Однако сейчас он может похвастаться тем, что придает интерьеру комфорт, лаконичность и умиротворенность. .
В этой статье мы познакомимся со стилем брутализм. Рассмотрим, как он изменился за все время своего существования, а также как выглядит в современном интерьере.
Но перед этим, чтобы понять всю суть, предлагаю проникнуться его поистине интересной историей. Итак, приступаем.
История стиля брутализм
Все прекрасно знают, что война – это самое худшее что может случиться с человечеством. Это большой шаг назад из-за огромного количества смертей и масштабных разрушений целых городов. Нельзя допускать, чтобы ЛЮДИ воевали с ЛЮДЬМИ, иначе это приведет к ужасающим последствиям.
Например, в результате второй мировой войны, погибло в общей сумме не менее 70 миллионов человек, или же 3% человечества. Получилось даже так, что на 1945 год, количество пожилых людей превышало число молодежи. На фронт брали в основном мужчин, большинство из которых погибало, сражаясь за победу. Также стоит учесть, что помимо жертв от пуль и снарядов, было большое количество смертей от голода. С пропитанием были явно определенные проблемы. Например, в СССР людям приходилось варить кожаные ремни и изготавливать хлеб из опилок, чтобы не умереть от голода. Однако не только нехватка еды, но и отсутствие жилья губило население. Многие оставались без крыши над головой – их дома были разрушены. Вообще, проблема с жильем стала особенно остра к 1946 году. Тогда, практически все военные действия Второй Мировой Войны прекратились и стало необходимым оправляться от последствий.
Но как? Франция, которая еще не восстановилась от первой мировой, получила мощнейший удар во время Второй Мировой Войны. В результате которой было уничтожено 250 млн кв.м жилой площади. Были сильно повреждены или вообще стерты с лица земли заводы и железнодорожные инфраструктуры. Почти весь морской торговый флот Англии был разгромлен и соединенное королевство погрязло в долгах. Советский Социалистический Союз потерял около 30% национального богатства, приобретенного за все время – памятники, музеи, культурные здания и т.д. Практически также произошло со всеми другими державами. Экономика главенствующих государств мира сильно упала. Все страны участники войны сильно пострадали, кроме США. Соединенным Штатам удалось пережить войну и при этом хорошо с нее заработать, путем торговли с двумя противостоявшими блоками. В свою очередь, у измотанных войной стран финансов практически не оставалось и от этого страдали простые люди. Они ютились в тесных бараках и коммуналках. Перед государствами стоял вопрос решения жилищного кризиса. Они разработали планы по восстановлению, которые казались невозможными. К примеру, Англии нужно было отстроить около трети зданий, что были построены за всю ее историю. Звучит как фантастика. Но грамотный подход и четко спроектированный план был в силах выполнить эту «невыполнимую» задачу. Нужно было возвести большое количество домов, при этом уложиться в бюджет, а он был не велик. Выходом из ситуации являлась постройка дешевых жилищных комплексов. Так, в быстром темпе выстраивались целые кварталы серых зданий, которые были так похожи друг на друга. Они состояли из бетонных блоков, и были лишены какого-либо декора. Такое строительство было не затратным и сильно облегчало процесс восстановления. Вообще, в тот момент было не до внешнего вида. На сколько бы уныло не выглядели такие жилые комплексы, люди были рады. Рады, как минимум тому, что обрели крышу над головой. Бетон стал неким шансом на жизнь, на будущее. Все больше и больше выстраивалось зданий преимущественно из железобетона, и архитекторы не могли этого не заметить.
50-е годы - Время Брутализма
Одним из первых архитекторов, кто стал строить в стиле брутализм, являлся французский архитектор - Шарль-Эдуар Жаннере-Гри. Он больше известен, как Ле Корбюзье. В начале второй половины 20 века, архитектор отошел от своего «интернационального» стиля и пуризма. Сделал он это, потому что прекрасно понимал обстановку в мире. Ле Корбюзье считал, что очень глупым будет проектировать утонченные здания, основываясь на своих предпочтениях. В то время людям было вовсе не до авторской архитектуры, их больше беспокоило отсутствие жилья. Поэтому архитектор принялся работать на благо всего человечества. Он создавал проекты упрощенных и недорогих домов для людей и социума – музеев, библиотек, и жилых комплексов. Вместе с этим архитектор дал название стилю - béton brut, что в переводе означало «необработанный бетон». Им он и оформлял свои здания.
Проект Ле Корбюзье – Марсельская жилая единица
Самым характерным для всего брутализма, считается проект Ле Корбюзье «Марсельская жилая единица», который был реализован в 1952 году. Он создавал его, вдохновившись советскими домами коммунами. Их цель заключалась в том, чтобы сплотить быт людей и «превратить скучную повседневную жизнь в приятное развлечение». Здание состояло из 17 этажей и 337 двухуровневых квартир. Они же подразделялись на следующие типы: для многодетных, для маленьких семей и для проживающих в одиночку. В ЖК были предусмотрены помещения под магазины, детский сад, кинотеатр, парикмахерскую и даже бассейн. На крыше была расположена беговая площадка. Через весь комплекс проходило два больших коридора, которые имитировали улицы. Ле Корбюзье хотел совместить в своем проекте комфорт и практичность, чтобы людям нравилось находиться там. Однако те, кому довелось там пожить говорили, что Марсельская единица не самое комфортное место для постоянного проживания. Дело в том, что малая площадь помещений создавала дискомфорт. И как оказалось - большинство жителей не пользовались теми услугами что предоставлял дом. Здание сохранилось и по сей день. В 21 веке, оно является скорее неким арт объект, привлекающим туристов, нежели продуманным комплексом. На данный момент, проект не самый лучший по сравнению с другими. Но это не отнимает у него звания одного из самых прогрессивных и значимых построек 20 века.
Марсельская жилая единица представляла из себя бетонную коробку, стоящую на наклоненных железобетонных балках. Основным цветом являлся серый, он подчёркивал брутальность здания. Однако в этом варианте авторского брутализма присутствовал декор в виде разноцветных стен балконов. Создавалось противоречие: с одной стороны здание казалось достаточно унылым и одиноким, а с другой – оно было окрашено яркими цветами. Возможно, этим автор хотел сказать, что несмотря на утраты и потери в результате войны, люди продолжают жить и восстанавливаться.
Брутализм в США
Строили в стиле брутализм не только Европейские страны, но и запад. К примеру, в США в Бостоне, к 1968 году, по проекту Герхарда Каллмана Майкла Маккиннелл и Эдварда Ноулз было закончено строительство Бостонской мэрии. Она выделялась благодаря своим строгими формами. Ее фасад был украшен впечатляющими своей строгостью элементами декора. Они проявлялись в виде маленьких бетонных плит, расположенных между окнами. Балконы и навесы из того же железобетона дополняли вид здания. Чрезмерную монотонность разбавляла кирпичная кладка, которой была оформлена часть фасада мэрии. Благодаря ей, здание выглядело лаконично и стильно. Стоит заметить, что вообще брутализм хорошо справлялся с оформлением правительственных учреждений. В этом стиле, такие здания передавали настроение стабильности и мощи, каким и должно быть государство.
В своем проекте, авторы акцентировали внимание на твёрдость и характерность каждой отдельной плиты – детали здания. В нем практически не было закругленностей, присутствовали только угловатые фигуры. Специалисты относили постройку в десятку достижений Американской культуры, а местные жители ее отвергали. Им на столько не нравился внешний вид мэрии, что они требовали ее сноса.
На этом распространение брутализма не ограничилось. Достойные объекты были и в Советском Союзе.
Брутализм в СССР
Брутализм никак не мог пройти мимо СССР. После Второй Мировой войны было уничтожено порядка 36 млн. га. посевной площади и разрушено 31850 фабрик и заводов. В результате немецких бомбардировок сильно пострадали все жилые дома таких городов, как: Нарва, Курск, Сталинград (ныне Волгоград), Ржев, Новороссийск и многих других. Разруха являлась препятствием для восстановления и дальнейшего развития союза. Нужно было как можно скорее обеспечить жильем тех, кто жил в бараках и тесных коммуналках, а таких было много.
Так как экономика была в упадке, перед СССР стояла задача отстроить дешевые многоквартирные дома. Это удалось осуществить путем возведения жилых комплексов из железобетонных плит.
Первым архитектором в СССР, который стал проектировать здания из железобетонных плит, являлся Инженер – Виталий Павлович Лагутенко. Им была разработана серия домов к-7. Впоследствии Виталий Павлович возглавил Архитектурно-планировочное управление города Москва и возвел множество зданий своей серии. Он всегда мечтал создавать практичные и недорогие дома. Виталий Павлович стремился сделать жизнь народа и государства лучше, поэтому со своей задачей прекрасно справлялся. Его мечта была в полной мере реализована. Строить здания по концепции Лагутенко и правда было дешево и быстро. Так, на возведение блочного здания к-7, в среднем уходило 15 суток. Жилищный кризис был решен, люди обрели собственные квартиры.
Поначалу никто не видел недостатки в панельных домах. Народ был удовлетворен доступностью и невысокой ценой жилья. Однако спустя время, были выявлены проблемы, связанные с такими домами. К ним относились: плохая звуко- и теплоизоляция, скудность планировочных решений и отсутствие какого-либо разнообразия в декоре фасада. Здания никак не украшались из-за постановления ЦК КПСС «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Оно было принято при Н.С. Хрущеве. Генсек хотел, чтобы советский народ забыл о прошлом – об изящном Сталинском ампире, в котором строили в 30-х годах. Стоит отметить, что до возведения «панелек», большинство людей жили в бараках и тесных коммуналках, поэтому новое жилье их безусловно радовало.
Институт биоорганической химии имени М. М. Шемякина и Ю. А. Овчинникова
Примером проявления истинного брутализма, считается здание для «ИБХ РАН» (Институт биоорганической химии имени М. М. Шемякина и Ю. А. Овчинникова). Проектирование и создание дизайна возглавил советский архитектор, и по совместительству Лауреат Государственных премий СССР - Юрий Павлович Платонов. Его идея заключалась в том, чтобы возвести здание, внешний вид которого будет связан с биохимией. Для этого, архитектор разработал дизайн-проект, в котором корпуса выстраивали модель спирали ДНК.
Получилось оригинально, а главное облик института соответствовал имиджу СССР. В его фасаде прослеживался намек на функционализм, проявляющийся в плоскостях и углах. Палитра же, ограничивалась серыми оттенками. Бетон и стекло являлись основными материалами, используемыми при строительстве, что делало его весьма брутальным зданием. Выдержанная форма и строгий характер позволяют добавить его в список ценных построек периода СССР.
Как оформлен институт внутри?
Мы поговорили о внешнем виде института, спроектированном Юрием Павловичем Платоновым. Теперь стоит рассказать о том, как оно обустроено внутри. Первым делом, когда посетитель входил внутрь, он попадал в БОН (блок общественного назначения). Там располагались бар, библиотека, буфет. Также блок общественного назначения вмещал в себе место отдыха и вестибюль с коридором.
Как видно на фотографиях, внутри преобладал все тот же серый цвет. Полы были отделаны керамической плиткой, а бетонные стены металлическими панелями, привносящими в интерьер современность.
Заметно обилие естественного света, который поступает в просторные помещения через больше панорамные окна, и стеклянные купола.
Так как здание изначально предусматривалось под институт, его внутренняя отделка должна была быть разнообразной. Бетона и стекла не хватило бы. Для этого, в интерьере совместили брутализм с различными течениями модернизма. Так, в некоторых коридорах и холлах института расположены фигуры из металла, а на стенах встречаются окрашенные в белый цвет резные деревянные панели.
В заключение можно сказать, вторая мировая война повлияла как на людей, так и на культуру, в результате чего возник брутализм. Те, кто пережил ужасы войны не хотели вспоминать прошлое. Это дало толчок развитию брутализма в архитектуре. Страны, которые участвовали в войне стали выстраивать здания в данном стиле, потому что это было дешево и «по-новому». Затем такая практика стала такой же модной, как как, например, барокко в 17 веке. В 21 веке, мы можем часто видеть применение стиля брутализм в оформлении интерьеров.
Интерьеры в стиле брутализм
Брутализм возник параллельно с модерном и принес с собой некоторые новшества в дизайн интерьеров. В его основе лежит оригинальность, суровость и самая настоящая брутальность. Обычно в интерьерах в данном стиле используются жесткие материалы по типу бетона и стекла, геометрические фигуры и открытые конструкции. Поскольку стиль изначально был весьма лаконичен, то в настоящее время он обрел широкую популярность. Время прошло, а стиль брутализм остался современным и по сей день. В 21 веке, люди хотят больше минимализма и функционала в интерьере, а как раз это, данный стиль может предоставить. Предлагаю не тянуть и перейти к изучению современного интерьера в брутальном стиле.
Полы в стиле брутализм
Полы в интерьере в стиле брутализм могут выглядеть ровными и гладкими. Они могут создавать твердую основу, на которой будет выстраиваться весь остальной интерьер, такой же массивный и «мужественный» Для этого отлично подходят наливные полы в светло или темно-серых оттенках..
Можно выбрать керамическую плитку с текстурой камня, для оформления пола. Она также будет подкреплять образ сурового выдержанного интерьера. Палитра цвета такой плитки зачастую ограничивается черным и серым.
Со временем появились более «мягкие» стили в интерьере, например: экостиль, софт-минимализм и другие. Они безусловно повлияли на брутализм. Как результат, принцип применения только твердых напольных покрытий стал не таким обязательным. Люди начали добавлять в интерьеры в стиле брутализм дерево в качестве отделочного материала. Это проявилось в отделке полов ламинатом в светлом или темном цвете. Таким образом, интерьеры становились более комфортными и «теплыми».
Стены в стиле брутализм
Стены - это всегда лицо интерьера, на них устремлено больше внимания чем на полы и потолки, особенно в стиле брутализм. Важно оформить их так, чтобы они соответствовали критериям брутального стиля, то есть были грубыми и монументальными. Для этого, в качестве материала выбирают бетон с характерной текстурой, как показано на фото.
Видно, как присутствует небольшое различие в цвете: в каких-то местах бетон темнее, а в каких-то светлее. Также можно заметить поры и сколы. В совокупности, все эти элементы создают подходящую стену для интерьера в данном стиле.
В последнее время стало популярным смешение стилей. К примеру, часто совмещают авангард и модернизм, рококо и барокко. Брутализм - не исключение, он удачно сочетается с лофтом. Как вариант, можно облицевать одну или несколько стен кирпичом. Таким образом получится добавить разнообразие в интерьер.
Потолки в стиле брутализм
Потолок в стиле брутализм обычно ничем не отделывают. Его счищают до бетона при помощи пескоструйной обработки. В конечном итоге получается интересная натуральная текстура, сочетающаяся со стенами и серым полом.
Еще, потолок может выглядеть гладким и аккуратным, на нем не будет видно никаких пор и неровностей. Этот эффект достигается применением отполированных бетонных плит. Они гармонично смотрятся с полом, отделанным керамической плиткой. С таким оформлением, интерьер получается более современным и выдержанным.
Окна в стиле брутализм
Окна, как правило, оформляются при помощи черной рамы, которая смотрится сбалансировано среди темных тонов интерьера.
Двери в стиле брутализм
Двери в данном интерьере должны выглядеть нейтральными, без лишнего декора. Для этого их выбирают под цвет стен. Часто в интерьере в стиле брутализм можно встретить двери в серых тонах.
Дверные ручки в стиле брутализм
Дверные ручки в интерьере в стиле брутализм выбирают под общее настроение интерьера, то есть оформленные в черном цвете. Они подчеркивают стиль двери и лаконично смотрятся в помещении.
Освещение в стиле брутализм
В интерьере стиля брутализм нет места люстрам, бра и прочим роскошным светильникам. Источники света должны сочетаться с общей стилистикой помещение. Поэтому используются подвесные лампы с металлическим черным или прозрачным стеклянным плафоном. Пластик также не приемлем в данном стиле.
Торшеры
Торшер, как дополнительное освещение отлично подойдет. Он может представлять из себя конструкцию из металлических прутьев и плафона черного цвета. Также, торшер не должен выбиваться из интерьера, но может быть его акцентным элементом.
Точечное освещение
Точечные светильники просто необходимы в интерьере в стиле брутализм. Здесь они одновременно и декорируют помещение, и создают нужную освещенность. Благодаря им можно визуально увеличить пространство, направив свет вверх. Также такие светильники способны подчеркнуть фактуру отделки. Для этого их стоит выбрать черные с матовой или глянцевой поверхностью.
Инженерия в стиле брутализм
Инженерия в интерьере в стиле брутализм – это прежде всего функция, например, подачи тока, обогрева, включения/выключения света. Радиаторы не прячутся под декоративной решеткой, а становятся неким декором. Демонстрируется материал, из которого они сделаны. Часто выбирают черные чугунные радиаторы - они способны подчеркнуть брутальность интерьера.
Розетки и выключатели
Розетки и выключатели в интерьере в стиле брутализм выбирают в основном черного и серого цвета. Такой вариант является современным и актуальным.
Плинтусы
Плинтусы в интерьере в стиле брутализм должны быть простыми. Их задача — создать визуальную границу между полом и стеной. Для этого применяются высокие плинтусы темного цвета.
Декор в стиле брутализм
Картина способна подчеркнуть весь интерьер в стиле брутализм и заполнить пустующую стену, если это необходимо. Стоит выбирать произведения модернистской направленности, к примеру, в стиле кубизм, конструктивизм и так далее. На картине не должно быть много мелких деталей, могут присутствовать лишь широкие мазки и крупные фигуры. Вот пример:
Ковры
Ковры часто применяются в интерьере в стиле брутализм. Они смягчают пол, придавая всему интерьеру комфорт и уют. Обычно выбирают нейтральные ковры, лишенные изысканных рисунков, выполненные в черном или темно-сером цвете. Если интерьер более светлый, то палитра меняется на белый или бежевый.
Шторы
Поскольку естественный свет – это один из важных моментов в интерьере в стиле брутализм, то использование штор не предусматривается.
Однако в наше время становится все больше людей, которые, не смотря на каноны брутализма, используют шторы. Часто выбирают полупрозрачные легкие ткани, например, такие, как тюль. Она не препятствует проникновению света, но делает пространство более мягким.
Мебель в стиле брутализм
Стулья
Стулья в стиле брутализм должны иметь строгие формы и быть комфортными. Часто их каркас изготавливается из железа и представляет из себя прочную основу, а сиденье выполняется из натуральных материалов. Нередко их обтягивают текстилем, чтобы придать мягкость поверхности.
Кресла
Кресла в стиле брутализм – это воплощение элегантности и надежности. Они, как правило, представляют из себя надежный каркас, открытый или закрытый, обтянутый темной кожей или текстилем. Никакие декоративные линии, и узоры не требуются креслам, они и так отлично справляются со своей задачей - украшать интерьер.
Диваны
Диван в любом интерьере зачастую играет весьма важную роль. К примеру, в зале или гостиной он и вовсе центр комнаты. В интерьере в стиле брутализм можно выбрать диван, обтянутый кожей, или текстилем. Палитра цвета ограничена коричневым, черным и темно-серым.
Форма дивана, зачастую, весьма широкая и удлиненная. А каркас, обычно, изготавливают из железа или дерева. Для придачи интерьеру уюта и комфорта, на диван можно положить мягкие подушки.
Кровати
Кровать должна выполнять 3 функции: сочетаться с интерьером, дополнять его, а также быть удобной. Для этого, в интерьере в стиле брутализм предпочтительна большая кровать, обтянутая кожей. Ее цветовая гамма представляет из себя, как правило темно-коричневый, темно-серый, светло-серый и черный.
Изголовью кровати стоит уделить особое внимание. Оно придает элегантность и величие всему интерьеру. Изголовье может быть оформлено кожей или текстилем, а также должно соответствовать цвету кровати.
Столы
Стол в интерьере в стиле брутализм может быть необычным, широкими, массивным. Он должен состоять из твердых и прочных материалов. Отлично подойдет стол из металлического каркаса и отполированной бетонной столешницы. Такая мебель весьма тяжелая и ассоциируется с эпохой модерна, когда бетон был самым ходовым товаром.
Также можно выбрать стол со стеклянной столешницей. Она создаст эффект прозрачности и будет красиво смотреться на фоне грубого бетона.
Сантехника в стиле брутализм
Раковина
В интерьере в стиле брутализм, раковина должна состоять из строгих форм и прочных материалов. Так, можно выбрать массивную бетонную плиту, выполняющую функцию раковины. Это добавит ванной комнате оригинальности.
Также можно использовать черную стальную раковину в виде таза. Вместе с остальными металлическими элементами в ванном комнате, она будет придавать помещению брутальный вид.
Смесители
В интерьере в стиле брутализм, под черную раковину подойдут смесители в темном цвете. Данный вариант создаст гармонию черного и будет смотреться уместно.
Под бетонную же раковину подойдет смеситель, встроенный в стену. Он выглядят современно и необычно, придавая ванной комнате изюминку. Такие смесители могут иметь хромо-никелевое покрытие, что смотрится уместно в интерьере в стиле брутализм.
Ванна
В интерьере в стиле брутализм ванна будет являться самым акцентным и важным объектом в ванной комнате. Ее часто выбирают с бетонными толстыми стенками и дном. Такая ванна сделает комнату по-настоящему брутальной.
Еще одним подходящим, а также современным в последнее время вариантом является применение черной ванны. Она будет создавать элегантный вид, создавая уютную атмосферу.
Унитаз
Унитаз предпочтительно выбирают матовый черный. Он смотрится необычно и куда брутальнее, нежели белый. Можно выбрать подвесной или напольный туалет, выполненный в строгих формах. Оба варианта придадут помещению определенный шарм и настроение.
Кому подойдет интерьер в стиле брутализм?
Интерьер в стиле брутализм– это первым делом жесткость, надежность, но при этом комфорт и элегантность. Он подойдет целеустремленным, современным и уверенным в себе людям. Если вы цените смелость, нестандартность и функционал, то интерьер в стиле брутализм будет вам к лицу. Также, на него стоит обратить внимание минималистам, ведь помещения данной стилистики весьма лаконичны. Если вам присуще какое-либо из выше перечисленных качеств, то рекомендую обратиться в студию дизайна и ремонта Люксорта. Там работают настоящие профессионалы своего дела: дизайнеры, готовые выполнить дизайн-проект, основываясь на ваших предпочтениях; рабочие, имеющие большой стаж в ремонтных работах и способные реализовать любой проект. Не стесняйтесь и обращайтесь к нам в мессенджер WhatsApp/Viber: +7 (911) 931-95-99
или звоните по номеру+7 (812) 928-10-31 вам обязательно помогут.
Народ в сети набирает обороты тема по заработку с помощью нейросетей, ниш много, можно сделать все на автомате, куча разных возможностей, более подробное вы узнаете на бесплатном курсе, количество мест ограниченно, регистрация здесь-----https://do.my/kurs
это все не так, переделать